Орудие лукавства и притворства завершено, Выставки


Орудие лукавства и притворства 7 апреля - 1 июля 2018

Выставка «Орудие лукавства и притворства» представляет коллекцию вееров Ольги Затеевой (Москва) XVIII–XX вв. из Китая, Франции, Италии, Испании, Австрии, Германии, России.

Веер соединил в себе мастерство кружевницы, гравера, живописца, резчика, ювелира. Золотым веком веера, привезенного в Европу из Китая португальскими мореплавателями в XVI в., стал период правления Людовика XIV (1638–1715) до окончания царствования Людовика XVI (1754–1793).

В Российскую империю веера завез Пётр I в XVIII в., а вошли они в моду при Елизавете Петровне, и уже при Екатерине II стали неотъемлемой частью дамского туалета. В основном веера привозили в Россию из Китая, Франции и других европейских стран в качестве дорогих подарков, но были и местные произведения. Эти «снаряды для навевания на лицо прохлады», даже обветшавшие со временем, бережно хранили и передавали по наследству. Начиная с 1870-х гг. в России стало модным украшать интерьеры веерами, эта традиция сохранилась до наших дней.

Век кокетливых маркиз и обольстительных кавалеров создал язык веера, позволяющий не утаивать симпатий в свете. Журнал «Смесь» за 1769 год сообщал: «знающие женщины умеют опахалом изображать разные страсти: ревность, держа у рта свернутое опахало, не говоря ни слова; непристойное любопытство, сохраняя стыдливость, закрывает лицо развернутым опахалом и смотрит на того сквозь кости опахала, на что стыдно смотреть простым глазом, а любовь играет опахалом, как младенцы игрушками, и делает из него все что хочет». В России екатерининского времени этот образный язык назывался маханием.

Китайский веер с конца XVII в. стал непременным атрибутом великосветской дамы, а в первой половине XIX в. он превратился в невероятно модный и почти обязательный аксессуар. «На бале… ради Бога, не забудьте букета и китайского опахала, иначе подумают, что вы из Камчатки», – давал наставления журнал «Северная пчела» в 1833 г. Спрос на них был столь велик, что их просто не хватало, и веера в Европе и России стали делать на китайский манер в стиле шинуазри. В коллекции Ольги Затеевой представлены несколько китайских вееров. Самый ранний конца XVIII в. – резной костяной, два с лаковым станком 1840–1850-х гг.

К концу XIX столетия веер увеличился в размере вдвое, в его исполнении нашли применение новый материал – целлулоид – и новая техника печати – хромолитография, которые стали применяться при изготовлении остова. Наравне с веерами-гигантами были популярны небольшие, изысканные веера-баллоны, украшавшиеся тонкой живописью или арабесками из пайеток.

Мода на веера – эти милые орудия лукавства и притворства – сохранялась до 1920-х годов, в наши дни веер представляется оромантизированным свидетелем былых эпох, желанным артефактом в руках коллекционеров.

 

Просмотров: 1625

Смотрите также »

Отзывы