Обаяние старинного фарфора завершено, Музеи


Обаяние старинного фарфора 1 января - 31 декабря 2019

Здесь будут представлены европейские и отечественные фарфоровые изделия, особенности их бытования в России в различной социальной среде, тематика и сюжеты разделок, стилистические особенности фарфора ХVIII - начала ХХ вв.

Она имеет подзаголовок "Фарфор русской провинции". Здесь будут представлены европейские и отечественные фарфоровые изделия, особенности их бытования в России в различной социальной среде, тематика и сюжеты разделок, стилистические особенности фарфора ХVIII - начала ХХ вв.
     Восемнадцатый век в Европе часто называют "фарфоровым", потому что в начале этого столетия его изобрели в Мейсене, а к концу столетия уже во многих европейских городах были собственные фарфоровые производства. На выставке представлен фарфор Императорского фарфорового завода в Петербурге с марками правящих монархов - Екатерины II и Павла I. Вообще, изделия ИФЗ из русских фарфоровых предметов самые ранние. Завод был открыт в 1744 г. 
    Нужно заметить, что в быту дворян фарфор начинает играть заметную роль с конца ХVIII в., когда русское дворянство освобождается от обязательной государственной службы "Манифестом о вольности дворянства" 1762 года и начинает заниматься обустройством усадебного быта. В этот период особенно много фарфора в Россию ввозили из саксонского города Мейсена. Более столетия Россия была для мейсенского завода одним из главных рынков: около половины своей продукции завод направлял в Россию. Отдельные предметы знаменитой мейсенской мануфактуры можно увидеть на выставке.
      Самыми ранними предметами из фарфора, которые украсили непритязательный быт провинциальных усадеб, были подарочные чашки. Такая традиция использования фарфора в качестве подарка сложилась в России к концу ХVIII в. и существует до сих пор. На подарочных чашках по заказу делали памятные надписи: "Ниместо далности нивремя долготою неможет разлучить сердец наших стобою" или "В знак дружбы", "В день ангела". Столовые и чайные фарфоровые сервизы использовали в небогатых дворянских усадьбах для украшения комнат и в то же время для сервировки стола. Они появились не ранее 1790-х гг. и вплоть до середины 1810-х годов были представлены западноевропейской продукцией: саксонской, французской, австрийской. "Лучший хозяйкин сервиз", по воспоминаниям современников, выставлялся вместе с фарфоровыми "куклами" в кабинетах.
    Широкому распространению фарфора в России особенно способствовали крестьянские заводы Гжели. Среди них выделяется продукция завода Сафронова, в которой видно подражание ведущим отечественным фарфоровым производствам - заводам Гарднера и Попова. Интересна чайная чашечка с ребусом на французском языке. Тот, кто его разгадает, узнает, что "стрелы любовные мучительны", что вызывает в памяти домашние альбомы пушкинской эпохи, в которых гости оставляли хозяевам - обычно юным особам - свои пожелания, чувства, мысли, стихи.
      На выставке можно увидеть чашку с портретом военного, в котором современники безошибочно узнавали одного из самых романтических героев Отечественной войны 1812 года "вихрь-атамана" Матвея Платова. Источником для "фарфорового" портрета послужила гравюра Ф.Вендрамини с оригинала Сент-Обена. На другой чашке - портрет "модницы". Он также не придуман художником, писавшем его на фарфоре, а был взят с гравированного листа "Парижской моды" - приложения к журналу "Московский телеграф". Замечательный и как будто знакомый пейзаж на десертной тарелке - это изображение Большого каскада и пруда в Павловске известного гравера Ивана Ческого с оригинала Семена Щедрина.
    В  середине ХIХ в. фарфор приобретает новый социальный адрес и новые функции в быту, становится гарантией семейного достатка и благополучия представителей третьего сословия. Любопытно сообщить, что в это время в Ярославле торговлей фарфоровой посудой, наряду с предметами роскоши, хлебом и особенно железом, занимались представители богатейшей купеческой семьи - братья Петр и Александр Матвеевичи Пастуховы. 
     Сейчас уже всем известно имя Матвея Сидоровича Кузнецова, который поставил производство фарфора на промышленную основу. На выставке показана продукция многочисленных предприятий этой семьи, в том числе и Рыбинской фабрики, которую М.С.Кузнецов купил в 1894 г., перестроив и технически переоснастив на выпуск только фарфоровой посуды. Монополизация фарфоровой промышленности позволяла таким фабрикантам, как братья Корниловы и братья Кузнецовы, удовлетворять самый широкий и разнообразный спрос населения. В их фарфоровом товаре нашли отражение и стиль модерн, и неорусские увлечения, и, что делает честь этим предпринимателям, сохранились традиции ручной народной росписи. Все это демонстрирует выставка русского фарфора из собрания нашего музея.

Просмотров: 4103

Смотрите также »

Отзывы